• Тел.: 2-44-61, Факс: 2-96-19
  • E-mail: rayuo@mail.ru
Главная »  Профессиональная ориентация »  Профессиональная ориентация

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ

  1. Информацию о профессиональных планах ребенка можно получить только в ходе откровенной беседы с ним, ни в коем случае не на бегу. Лучше всего завести разговор как бы «к слову». При этом старайтесь проявлять терпение, такт и искреннюю заинтересованность. Дайте своему ребенку право выбора будущей профессии.
  2. Рассматривайте выбор будущей профессии не только с позиции материальной выгоды, но и с позиции морального удовлетворения, личностных качеств своего ребенка, которые необходимы ему в данной специальности, ситуации на рынке труда и реальной возможности трудоустройства после обучения.
  3. Обсуждайте вместе с ним возможные «за» и «против» выбранной им профессии.
  4. Поддерживайте ребенка, если у него есть терпение и желание, чтобы его мечта сбылась.
  5. Если ваш ребенок рано увлекся какой-то профессией, дайте ему возможность поддерживать этот интерес с помощью литературы, занятия в кружках и т. д.
  6. Если возникают разногласия в выборе профессии, используйте возможность посоветоваться со специалистами.
  7. Если Вас огорчает профессиональный выбор ребенка, не отговаривайте его и не запрещайте ему что-то категорично. Постарайтесь выяснить, на чем основан его выбор.
  8. Если старшеклассник не может четко сформулировать свои планы, надо попытаться понять, с чем это связанно.
  9. Не давите на ребенка в выборе профессии, иначе это может обернуться стойкими конфликтами.
  10. Полезно предложить ребенку поработать на каникулах, выбрав какое-то конкретное занятие.
  11. Если старшеклассник только мечтает, а ничего не делает, надо помочь ему составить конкретный план, обсудив, сколько времени у него есть и что необходимо успеть.
  12. Если ваш ребенок ошибся в выборе, не корите его за это. Ошибку можно исправить.
  13. Помогите своему ребенку подготовить «запасной вариант» на случай неудачи на выбранном пути.
  14. Помните, что дети перенимают традиции отношения к профессии своих родителей!

СТУПЕНИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ

Итак, задача родителей — не навязывать подростку уже готовое решение, а помочь ему определиться самому. Как это сделать?

Ступень 1. Составьте таблицу профессиональных предпочтений. Выбирая профессию, человек выбирает не только способ добывания денег, но и социальную среду, образ жизни. Предложите ребенку подумать над тем, каким требованиям, по его мнению, должна отвечать его будущая работа. Составьте максимально подробный список таких требований (уровень заработной платы, реальное трудоустройство, характер и условия труда, профессиональные качества, занятость и т. д. ). Впишите эти пункты в столбцы, а в строки — названия профессий, кажущихся ребенку наиболее привлекательными. Заполняя таблицу, сопоставляйте требование и профессию: если они совпадают, ставьте в этой клетке плюс, если нет — минус. Проанализируйте, какая профессия набрала плюсов больше всего. Возможно, около этой специальности ребенку и стоит искать свое призвание.

Разумеется, такой способ профориентации — не самый точный. Но его преимущество в том, что он предлагает школьнику самостоятельно поразмышлять (и может быть, впервые! ) над личной системой ценностей, над тем, каким он видит свое будущее.

Ступень 2. Расширяйте знания о профессиональном мире. Чтобы выбирать, нужно знать, из чего выбирать. Очевидно, что жизненный опыт подростка ограничен, его представления о трудовой деятельности отрывочны и часто нереалистичны. Например, многие старшеклассники утверждают, что собираются стать менеджерами, но на вопрос о том, что это за работа, внятно ответить не могут. Другие смешивают понятия «профессия» и «должность», например заявляют: «Хочу быть начальником! ». Кто-то говорит, что любит играть в компьютерные игры, получать информацию из Интернета, поэтому хочет стать программистом. А ведь программист — отнюдь не просто пользователь компьютера. Задача родителя — выступить экспертом, поделиться той информацией, которой он владеет: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, какие ограничения она накладывает.

Ступень 3. Больше информации! Активно (и вместе с ребенком!  собирайте информацию о рынке труда, о перспективных специальностях, профессиях. В этом могут помочь ежегодно выпускаемые справочники, профессиональные журналы, а также интернет-сайты. Иногда в подобных изданиях ребенок находит профессию, о существовании которой он не догадывался.

Ступень 4. От слов — к делу. Не стоит ограничиваться только рассказами и разговорами. Подростки довольно скептически относятся к мнению взрослых, особенно родителей. Большое значение для них имеет непосредственный опыт деятельности, а также общение со специалистами той профессии, к которой ребенок склоняется. Нужно дать ребенку реальную возможность участвовать в различных видах деятельности, мотивируя на успех. Если ребенка заинтересовала какая-то профессия, предложите ему «порепетировать» ее в профильном кружке, секции. К профориентационной работе можно привлечь друзей и знакомых. Если ваш ребенок «придумал» себе профессию и среди ваших знакомых имеются представители именно этой профессии, стоит попросить их пообщаться с вашим ребенком, даже сводить его к ним на работу. Опыт подобного общения может заставить подростка задуматься о том, насколько его представления о выбранной специальности соответствуют действительности.

Ступень 5. Предложите ребенку пройти профориентационное тестирование. Чтобы выбрать профессию, необходимо не только разбираться в мире существующих профессий, но прежде всего познать себя — свои личностные качества, способности, стремления. Ведь очевидно, что карьерных высот человек скорее добьется в том деле, которое, с одной стороны, ему интересно, а с другой — соответствует его способностям. Например, дизайнеру важно иметь зрительную логику и образное мышление, журналисту — умение замечать детали и связно излагать мысли, инструктору по фитнесу — физическую подготовку и организаторские способности и т. д. Тестирование поможет «запустить» процесс самопознания, помочь ребенку разобраться в том, какой он по складу характера, к чему у него есть склонности, а к чему нет.
Ступень 6. В институт — на экскурсию. Неплохо сводить ребенка на день открытых дверей в учебное заведение, и желательно не в одно. Не придавайте таким походам чрезмерное значение — ведь совсем не обязательно, что именно здесь ваш ребенок захочет учиться. Цель такой экскурсии — посмотреть, пообщаться, прочувствовать «мое — не мое».
 
Ступень 7. Обсуждайте альтернативы. Говоря с ребенком о будущей профессии, не зацикливайтесь на одном варианте. Как правило, сам подросток о запасном аэродроме не задумывается, поэтому для родителей важно поставить перед ним вопрос: что он будет делать, если ему не удастся реализовать намеченное? Наличие альтернативы позволяет снизить у ребенка напряжение и тревогу. Можно спросить прямо: «А чем ты собираешься заниматься, если у тебя не получится стать инженером?» А можно обсуждать эту проблему применительно к третьим лицам: «Представляешь, Андрей всю жизнь мечтал стать футболистом, готовился к спортивной карьере, но получил травму, и ему пришлось уйти. Теперь он думает, кем быть».

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ РЕБЕНКА И СЕМЬИ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ

  1. Ориентация ребенка семьей сразу на профессию высшей квалификации (ученый, дипломат, директор, управляющий банком и т. п. ).
  2. Пренебрежение к профессиям, которые являются «непрестижными», хотя и значимыми в жизни.
  3. Отсутствие знаний о ситуации на рынке труда, о востребованных профессиях.
  4. Отсутствие своего мнения и принятие решения не по собственной воле, а по требованию родителей или других людей.
  5. Перенос отношения к конкретному человеку — представителю той или иной профессии на саму профессию.
  6. Увлечение только внешней или какой-либо одной стороной профессии.
  7. Перенос отношения к учебному предмету на профессию, связанную с этим предметом.
  8. Подверженность влиянию друзей на выбор профессии.
  9. Отсутствие умений оценивать свои способности и возможности в выбранной профессии.
  10. Выбор профессии, определяемый материальными соображениями семьи и самого ребенка.
  11. Завышенная или заниженная самооценка, формирующая неадекватность в выборе той или иной профессии.

КАК ПРАВИЛЬНО ВЫБРАТЬ ПРОФЕССИЮ

Правильный выбор профессии – это прямой путь к карьере!

Планируйте свое профессиональное будущее! Определите профессию, которая принесет Вам удовлетворение и станет любимым делом.

Выбор будущей профессии – это серьезный шаг, он всегда индивидуален. Это поиск своего призвания в большом мире профессий.

Сколько людей столько и причин выбора определенной профессии. Однако большинство молодых людей при выборе профессии ориентируются только на ее престижность или высокую оплату, недооценивая свои возможности и условия меняющегося рынка труда. Некоторые на первое место при выборе профессии ставят условия труда. Основание существенное. Но оно связано не столько с профессией, сколько с местом работы. Гораздо больше возможностей для выбора условий труда у человека, который стал профессионалом высокого класса.

У некоторых ведущим мотивом выбора профессии является доступность обучения. Однако надо смотреть на качество обучения, которое зависит не от его стоимости, а от уровня квалификации преподавателей.

У других причина выбора профессии связана с желанием родителей. В этом случае выбор профессии делают родители. Еще менее основательная причина выбора профессии связана с примером других людей – за компанию с кем-нибудь. В этом случае выбор профессии соответствует интересам и способностям друзей, а не собственным.

Более подробно о типичных ошибках при выборе профессии можно прочитать в соответствующей рубрике.

Один из наиболее существенных мотивов, по которому следует  выбирать себе профессию - интерес к профессии, к ее содержанию, склонность к выполнению соответствующей профессиональной деятельности

СОВЕТЫ ВЫПУСКНИКАМ

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИЙ

Для того, чтобы найти подходящий род занятий Вам не обязательно перебирать варианты конкретных профессий или специальностей. Начните с определения профессиональной области, сферы профессиональной деятельности, отрасли.

Существует большое количество вариантов классификаций видов профессиональной деятельности, типов профессий. В нашей стране наиболее распространенной является классификация профессий, автором которой является известный российский  психолог   Е.А. Климов.  Он выделяет пять типов профессий в соответствии с предметом труда (предмет труда – то основное, с чем работает конкретный специалист: люди, техника, явления природы, и т. д.):


«Человек – Техника»:

Профессии данного типа объединяют в себе те виды деятельности, в которых происходит активное взаимодействие с разнообразными приборами, машинами, механизмами.

Связаны с проектированием и производством, монтажом, ремонтом и обслуживанием техники – от космических ракет и компьютеров до наковальни и молота кузнеца. Инженер, радиомонтажник, сварщик, конструктор, летчик, машинист, водитель, электрик,  токарь, швея, механик, электромонтер, строитель, автослесарь, сантехник, горнорабочий, испытатель двигателей ….Особенность технических объектов: их можно точно измерить и просчитать.

Склонности и предпочтения:

Выраженные способности:

  • исследовать, наблюдать;
  • создавать и испытывать новые образцы;
  • планировать, конструировать, проектировать, разрабатывать, моделировать;
  • придумывать новые способы деятельности;
  • самостоятельно организовывать свою работу и работу других;
  • принимать нестандартные решения.
  • технический склад ума;
  • творческие способности;
  • пространственное воображение;
  • склонность к практическому труду;
  • эмоциональная устойчивость;
  • крепкое здоровье.

 

«Человек – Природа»:

В основе профессий данного типа лежит работа с природными объектами и явлениями.

Связаны с исследованием и использованием  природных ресурсов, уходом  за животными и растениями, профилактикой и лечением  их заболеваний.  Профессии: микробиолог, агроном, агрохимик, лесовод,  овощевод, фермер, зоотехник,  кинолог, растениевод, геолог, охотовед, эколог, мелиоратор селекционер, зоотехник, ветеринар… Людей этих профессий объединяет любовь к природе. Чтобы быть успешным в этих областях быть сильным и выносливым, заботливым и терпеливым, не бояться трудностей и не ждать быстрых результатов. Здесь нужны практики, а не ленивые мечтатели, которые любят почесать у кота за ушком и считают это любовью к природе.

Склонности и предпочтения:

Выраженные способности:

  • ухаживать и наблюдать за животными;
  • разводить растения или животных;
  • заготавливать продукты (грибы, ягоды, рыбу...);
  • бороться с болезнями, вредителями;
  • выращивать овощи и фрукты;
  • ориентироваться в природных явлениях;
  • наблюдать, изучать различные природные явлениями.
  • наблюдательность;
  • склонность к систематизации;
  • устойчивость внимания;
  • потребность в двигательной активности.

 

«Человек — Знаковая система»:

В качестве знаковой системы могут выступать цифры, числовые значения, коды, символы, тексты.

Профессии данного типа связаны с использованием устной и письменной речи, работой с  текстами, документами и цифрами, формулами и таблицами, чертежами, схемами, звуковыми сигналами: экономист, программист, нотариус бухгалтер, лингвист, математик, корректор, переводчик, оператор ЭВМ, кассир, чертежник, штурман, картограф, радист, телефонист…. Эти люди работают с информацией в виде текстов, формул, знаков, кодов, графиков, диаграмм, чертежей.

Склонности и предпочтения:

Выраженные способности:

  • обрабатывать тексты и таблицы;
  • производить расчеты и вычисления;
  • перерабатывать информацию;
  • работать с чертежами, картами и схемами;
  • принимать и передавать сигналы и сообщения;
  • хорошо считать в уме;
  • оперировать знаками и символами;
  •     искать и исправлять ошибки.
  • способность к математике;
  • развитое абстрактное мышление;
  • высокая устойчивость внимания;
  • склонность к общению;
  • аккуратность и усидчивость.

 

«Человек — Художественный образ»:

Традиционно труд представителей профессий,  а также область их деятельности называют искусством. В этом, как и в слове «художник» (от старославянского «худог» — искусный), воплотилась оценка особенностей мастерства таких специалистов. Художественный образ — результат мыслительной, познавательно-духовной и практической деятельности человека.

Связаны с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений,  с воспроизведением, изготовлением различных произведений искусства  (изобразительной, музыкальной, литературной, актерско-сценической деятельностью): художник, парикмахер, кондитер композитор, аранжировщик, дирижер, ювелир, закройщик, реставратор, флорист, актер….

Создание произведений искусства – особый процесс. Не всегда современники способны оценить живущего рядом гениального художника, поэта или композитора, потому что таланту свойственно обгонять свое время. Часто слава и признание приходят к творцам только после смерти. Тем не менее, человек, занимающийся творчеством, испытывает ни с чем не  сравнимую радость!

Склонности и предпочтения:

Выраженные способности:

  • заниматься художественным оформлением;
  • заниматься художественным творчеством (живопись, скульптура, фотография, кино...);
  • сочинять (стихи, прозу и др.);
  • выступать на сцене;
  • изготавливать своими руками красивые вещи;
  •  петь, играть на музыкальных инструментах.
  • яркое воображение;
  • образное мышление;
  • склонность к творчеству;
  • гибкость чувств;
  • специальные способности;
  • развитость функциональных способностей    (слух, зрение, речь, вкус и т.п.)

 

«Человек - Человек»:

Эти профессии имеют особую социальную значимость, предполагают постоянную работу с людьми.  

Связаны с с медицинским обслуживанием,  правовой защитой,  обучением и с воспитанием бытовым обслуживанием: врач, медсестра, юрист, участковый инспектор,  воспитатель, гувернер, тренер, учитель продавец, проводник, официант,  парикмахер, экскурсовод.

Склонности и предпочтения:

Выраженные способности:

  • обслуживание людей;
  • занятие лечением;
  • обучение;
  • воспитание;
  • защита прав и безопасности;
  • управление людьми;
  • легкость знакомства и общения с новыми людьми;
  • умение внимательно выслушивать людей;
  • умение хорошо и понятно говорить и выступать публично.
  • развитые коммуникативные способности;
  • эмоциональная устойчивость;
  • сдержанность, терпение, собранность;
  • быстрая переключаемость внимания;
  • эмпатия;
  • наблюдательность;
  • организаторские способности.

 

Для каждого человека характерно более или менее чётко выраженное предпочтение видов деятельности, соответствующих тому предмету труда, который ему более близок. Это происходи в силу преобладания определённых интересов и личностных особенностей. Кому-то нравится работать с техникой, и это ему легко даётся, а кто-то, наоборот, от одного вида бытовых приборов испытывает ужас, зато его конек – общение.

Существенную помощь в выявлении индивидуального предпочтении предмета труда, а, следовательно, и определенной группы профессий может оказать дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е. А.Климова.

При желании пройти тестирование Вы можете обратиться в центр занятости населения по месту жительства.

Вложение:
Комплексный план по развитию системы профессиональной ориентации и общественно полезной деятельности обучающихся образовательных организаций Чебаркульского муниципального района на 2017-2021 годы
Информация о выполнении комплекса мер по созданию условий для развития и самореализации учащихся в процессе воспитания и обучения в Чебаркульском муниципальном районе 2017 год
Информация о выполнении комплекса мер по созданию условий для развития и самореализации учащихся в процессе воспитания и обучения в Чебаркульском муниципальном районе 2018 год
Информация о выполнении комплекса мер по созданию условий для развития и самореализации учащихся в процессе воспитания и обучения в Чебаркульском муниципальном районе 2019 год
Информация о выполнении комплекса мер по созданию условий для развития и самореализации учащихся в процессе воспитания и обучения в Чебаркульском муниципальном районе 2020 год
Мониторинг индикативных показателей развития системы профессиональной ориентации и общественно полезной деятельности обучающихся образовательных организаций Чебаркульского муниципального района
Информация о количестве участников Всероссийского тестирования по профориентации в общеобразовательных организациях Чебаркульского муниципального района
Образовательная акция "Урок НТИ"
Флеш-форум "О профессиях 74"
О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий
Информация о запланированных проектах, программах воспитания и социализации с использованием дистанционных образовательных технологий в Чебаркульском муниципальном районе
Информация об итогах реализации проектов, программ воспитания и социализации с использованием дистанционных образовательных технологий в Чебаркульском муниципальном районе
Об открытии муниципальных инновационных площадок на базе образовательных организаций Чебаркульского муниципального района
Обнаружив в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.
Дата публикации: 26 ноября, 2020 [04:29]
Дата изменения: 27 ноября, 2020 [07:53]

Министерство образования и науки РФ Министерства образования и науки Челябинской области федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Чебаркульский муниципальный район Федеральный центр образовательного законодательства
РОСТРУД Челябинский институт переподготовкии повышения квалификации работников образования Региональный центр оценки качества и информатизации образования Федеральный институт педагогических измерений Российское образование. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ
Федеральный центр тестирования       Top.Mail.Ru